Дмитрий Лысенков

Боеспособный элемент


На дегустацию меня пригласил куратор гида Gambero Rosso Vini d'Italia Марко Сабеллико, который, честно говоря, сам толком не представлял, что нас ожидает. Звучало этого всё более чем убедительно - Marsala World Tasting. Мы с Марко переглянулись. Позже выяснилось, что инициатива принадлежит Консорциуму Марсалы и направлена на популяризацию этого забытого как в мире так и, кстати, в Италии напитка. Помимо дегустации образцов марсалы категории Верджине от ведущих виноделен, также было запланировано соревнование барменов.

По дороге из аэропорта Палермо Фальконе-Борселлино в Марсалу я сразу обратил внимание на разницу ландшафта востока и горного запада острова: кроме горы Пеллегрино всё остальное - невысокие холмы, а ближе к городу Трапани - столице одноименной провинции, даже они переходят в большую равнину. Недаром местные жители называют свою часть Сицилии "африканской" - она действительно пейзажами временами напоминает Тунис или Ал¬жир. Нам довелось посетить пять виноделен из 25 членов Консорциума: Martinez, Casano, Vinci, Intorcia, Pellegrino и, пожалуй, самую большую из них - Florio. В стороне осталась одна из самых значимых - Marco De Bartoli, но только потому, что она не входит в Консорциум по каким-то политически-стратегическим причинам. К сожалению, число виноделен марсалы постоянно продолжает уменьшаться - ещё полвека назад их насчитывалось около 125.

Исторически справка

В 1773 году крупный британский торговец из Ливерпуля Джон Вудхаус отправился по своим делам в город Маzara del Vallo вдоль западного побережья Сицилии на своей бригантине "Елизавета". Внезапная буря заставила его укрыться в бухте города Марсала. Таким образом, у Вудхауза и его команды появилось время для дегустации местного креплёного вина, сделанного по технологии in perpetuum, схожей с системой солера для производства Хереса. Вудхаус по достоинству оценил местные вина и решил взять с собой на родину пробную партию из 50 бочек по 412 литров каждая, благо марсала ему чем-то напомнила мадеру. Марсала быстро завоевала успех на Туманном Альбионе, где креплёные вина исторически пользуются популярностью. Сохранился манускрипт, датированный 19 марта 1800 года и подписанный победителем Трафальгарской битвы адмиралом Горацием Нельсоном и Джоном Вудхаусом, где речь шла о первом заключённом контракте на поставку Марсалы во владение Британской империи на Мальту. Благодаря другим важным британским импортёрам Ингэму и Уитэйкеру Марсала обрела своё лицо и стала важным звеном индустрии того времени.

В Италии марсала стала популярна благодаря уроженцу Калабрии Винченцо Флорио. Вместе с сыном Иньяцо, Флорио повлиял на становление, как марсалы, так и экономики самой западной части Сицилии. Он купил большой участок земли между владениями Вудхауса и Ингэма и начал собственное производство, сделав акцент на качество. Вскоре винодельня Флорио стала ведущим производителем, а суда этой компании доставляли напиток по всему миру, успешно конкурируя с британцами.

Марсала также успела поучаствовать в объедине­нии Италии. Джузеппе Га­рибальди и его "Тысяча" использовали для высадки в порту Марсалы 11 мая 1860 года британские тор­говые суда. В тот год у Га­рибальди были дела важнее, чем дегустация, а лишь спустя два года он вернул­ся на Сицилию. Гарибаль­ди не был большим поклонником вина, однако сладкая версия марсалы, названная в его честь Garibaldi Dolce, по легенде пришлась ему по вкусу.

В начале двадцатого ве­ка популярность марсалы продолжала неуклонно расти: винодельни улучша­ли качество своих вин, а импортёры искали новые рынки сбыта.

Всё это продолжалось вплоть до эпидемии фил­локсеры. После этого дол­гое время марсала воспри­нималась как кулинарная составляющая и практиче­ски полностью растеряла свою былую славу, однако сейчас ситуация начинает меняться к лучшему. Одна из главных проблем мар­салы заключается в неспо­собности на данный мо­мент конкурировать с су­хими не креплёными ви­нами, популярность и объ­ёмы производства кото­рых растёт в геометрической прогрессии. Тем не ме­нее, отмечу, что с моей точки зрения последнее время в винном мире на­мечается вполне предска­зуемая тенденция к дивер­сификации - всё больше и больше потребитель раз­вивает свой вкус и начина­ет хотеть нового, а в неко­торых случаях и хорошо забытого старого. Марсала как нельзя лучше подходит в этой ситуации, ведь на­верняка многим любите­лям креплёных вин понра­вятся ароматы карамели, сушёного банана, жаре­ного лесного ореха, крем-брюле и знаменитой кора­бельной смолы (результат добавления уваренного сусла) - основные ароматы Марсалы Верджине, самой знаменитой и ценной ка­тегории марсалы, лучшие образцы которой нам и довелось дегустировать.

Категории Марсалы

Marsala DOC производится только в провинции Трапани (кроме коммун Алькамо, Фавиньяна и Пантеллерия) из автохтонных сицилийских сортов винограда - Грилло, Инзолия и Катарратто, а также других разрешённых сортов.

Марсалу различают по цвету, содержанию сахара и периоду выдержки. Что касается цвета, то его тональность Oro, Ambra и Rubino зависит от количества добавления уваренного сусла.

По содержанию сахара марсала бывает: Secco (40 г/л) Semisecco (от 40 до 100г/л) и Dolce (более 100 грамм на литр).

Что касается выдержки, то она происходит в дубо­вых бочках и разделяется на пять категории: Fine (минимум один год выдеж- ки), Superiore (минимум 2 года выдержки), Superiore Riserva (минимум 4 года выдержки), Vergine (минимум 5 лет выдержки), Vergine Stravecchio или Vergine Riserva (минимум 10 лет выдержки). Если Марсала категории Vergine была выдержана по систе­ме солера, то это, как пра­вило, указано на этикетке.

Дегустация

Дегустация проходила на известной в России ви­нодельне Pellegrino в высо­кой башне, которая рань­ше служила чаном для ви­на. Оценки выставлялись по 100-бальной системе. По вполне предсказуемым итогам качество Марсалы Верджине от ведущих про­изводителей было оцене­но в условные четыре звез­ды из пяти, что устроило как производителей, так и нас. Помимо проблемы конкуренции марсалы с остальными винами, воз­никают вполне предсказу­емые вопросы - сможет ли она найти себе место меж­ду Портвейном, Хересом, Мадейрой и Малагой? Как и с чем её лучше подавать - комнатной температуры, охлаждённой или холод­ной, в составе коктейля или в качестве добавления при приготовлении десер­та? Самостоятельный ли это напиток вообще или лишь ингредиент? Очевидно, что в условиях жё­сткой конкуренции нали­чие этих вопросов играет отнюдь не на стороне мар­салы.

Я же считаю, что глав­ная задача должна быть возложена на плечи рек­ламной службы, как со сто­роны Консорциума Мар­салы, так и российских и европейских импортёров. Марсала отличается раз­нообразием стилей, спосо­бами потребления, бога­той историей и незыб­лемыми традициями - мы получаем вполне боеспо­собный элемент на винной арене как в России, так и в Европы.


О проекте|Реклама на сайте|Обратная связь