Татьяна Пахмутова

Счастливый человек

№3 (128) апрель 2012

Очередной раз,  изучая Историю Великобритании и, пытаясь найти необходимую мне  информацию в Интернете, я случайно наткнулась на сайт под названием Butler’s Antique. Первое что пришло в голову, конечно, коллекция официантских принадлежностей или что-то связанное с деятельностью отельных служащих в античные времена. Но каково же было моё удивление, когда я зашла на страницу сайта…

Оказалось, Робин Батлер – профессиональный антикварный эксперт во втором поколении, член совета Британской Ассоциации Антикваров (British Antique Dealers' Association) и Общества Истории мебели (the Furniture History Society). Именно он организовал первую выставку антикварных винных аксессуаров в рамках Diamond Юбилея BADA в 1976 году. Именно Мистер Батлер  написал материал об Истории Декантеров для Oxford Companion to Wine (Jancis Robinson).  К его работам относятся и бестселлер “The Arthur Negus Guide to English Furniture” и «The Albert Collection» о прекрасной коллекции серебра. Многие годы он преподавал историю декоративно-прикладного искусства в Учебных Центрах и давал лекции для Silver Society, The Furniture History Society, The Smithsonian Institution, NADFAS.

Я сразу же написала письмо Мистеру Батлеру с просьбой о возможности интервью. Ответ поступил незамедлительно….

Солнечным утром 20 Марта 2012, я прибыла в графство Эссекс, (Великобритания). Классический английский Дом XIII века, снаружи отделанный деревом и окрашенный в чёрный цвет. Он стоял на пригорке  с раскинувшимися вокруг уже зазеленевшими полями. Абсолютная красота вокруг и тишина завораживали. Буквально через минуту в дверях показался достаточно крупный мужчина среднего возраста в ярко-красном джемпере  и c открытой дружелюбной улыбкой.

 Мистер Батлер расскажите, пожалуйста, о начале Вашей карьеры до того момента как Вы вступили в Мир Вина.

Я родился «в антиквариате», так как мой отец Ноэл профессионально этим занимался ещё до моего рождения. В 1963 году я уже присоединился к семейному бизнесу, а с 1967 года начал им управлять. Первоначально я занимался больше античной мебелью, но однажды организаторы выставки BADA попросили меня сделать тематическую экспозицию античных винных аксессуаров.

 А Вы любите вино?

Однажды Директор моей Школы сказал мне: "Keep open mind but make sure it not open at both ends from 2 sizes."  (Будь открыт новым идеям, но оставайся  реалистичным). Да, мне нравится дегустировать вина,  я  готовлю сам (красавица-жена Кэрол занимается маркетинговыми вопросами в семейном бизнесе) и зачастую мне приходится подбирать вина для ужинов. Я люблю экспериментировать, например, могу подобрать красное вино к блюду из лосося, и, уверяю вас, вы не будете разочарованы.  Немного ответственно, конечно, подбирать вина, когда приходят такие гости, как Хью Джонсон, который является хорошим моим другом и живёт в нескольких милях от меня….

То есть Вы предпочитаете дорогие вина?

Совсем нет, буквально на прошлой неделе я пробовал Шардоне  за 4 фунта (200 рублей) из супермаркета Sainsbury's и остался очень доволен. Конечно, за свою жизнь я пробовал много замечательных и прекрасных вин, но для них нужен специальный особый случай. Я позволяю их себе в качестве поощрения…

 Когда Вы осознали, что вина лучше дегустировать из «правильных» бокалов?

Я отношусь к этому достаточно прагматично: вино должно пройти из точки А (руки) до точки Б (нёбо) по минимальной прямой, но при этом самым лучшим и доступным образом. Не должно быть экстремальных перегибов, как сейчас происходит с некоторыми брендами, выпускающими винные бокалы. Насколько бы я не любил античное стекло, пить из него сегодня невозможно. В прошлые века бокалы были достаточно маленькими по размеру и наливалось в них ровно такое количество вина, чтобы можно было выпить одним глотком после произнесения тоста. Конечно, сервируя стол, я подберу разные бокалы под разные вина, но главным фактором при выборе будет именно размер бокала и  возможность его мытья в посудомоечной машине. Я не понимаю, зачем терять время на мытьё и натирание вручную, в то время как посудомоечная машина справляется с этим прекрасно? К  тому же могут появиться посторонние ароматы.  

 Как профессионала-эксперта что Вас отличает от других представителей  антикварного бизнеса? 

Вы знаете, что в мире есть буквально один-два человека, кто профессионально занимается только corkscrews (штопорами) и столько же тех, кто занимается профессионально Античными Винными Бокалами и Декантерами? Я могу отметить, что я отношусь к числу тех единственных, кто целенаправленно занимается именно античными винными аксессуарами.  Ни крепких алкогольных напитков, ни пива, а именно только тем, что связано с вином.

Большинство античных продавцов продают свои предметы частным коллекционерам и это является их движущей силой.  Для меня же первично использование правильных винных аксессуаров как возможность получения дополнительного эстетического и практического удовольствия от дегустации вина. Для сравнения можно привести пример с античной софой: главный секрет в ней не в том, сколько она стоит, а в том, что сидеть на ней невероятно комфортно.

 Когда  Вы совершили свою первую антикварную покупку?

 Однажды в мою дверь постучали, и мне, семилетнему мальчику,  продавец всяких мелочей предложил купить старинную серебряную ложку. Это было первой моей покупкой за несколько шиллингов, в переводе на сегодня - 25 пенни (13 рублей). Эта чайная ложка до сих пор хранится где-то в моём доме.

 Кто был самым Вашим необычным покупателем?

18 месяцев тому назад ко мне приехал один покупатель. В его планах было открыть один из самых дорогих ресторанов в Лондоне. Он начал набирать:  1, 2, 5, 7… предметов, даже не спрашивая, какая история стоит за каждым из них.   Просто купил много всего для того, чтобы украсить свой ресторан. Для меня это было немного странным.

 О каком предмете в Вашей Коллекции Вам бы хотелось особенно рассказать?

Я только что купил винную этикетку (Antique Wine Label), которая явно сделана человеком ничего не понимающем в вине. Многие рестораны продают  и сегодня десертное вино Muscat de Frontignan, потому что это относительно недорогое вино по сравнению с тонким Сотерном. В XVIII и XIX веках Frontignan, был известен как Frontignac. Но человек, который сделал этикетку, написал Fontaniac, да к тому же сделал Label с перевернутыми петлями, по нижнему краю. Это, конечно, редкость и удача  для коллекционера, целенаправленно cобирающего Wine Labels  с ошибками.

У меня в коллекции есть Claret Jug (кувшин для дегустации вин Бордо) 1860 года, к тому же магнум, а это большая редкость. Не так давно я нашёл один такой же экземпляр, теперь у меня пара – а это ещё большая редкость. Скоро я выставлю этот комплект на продажу. В старинные время на ужинах могло использоваться и 4 и 6 и 12 декантеров, но за стеклянными пробками особо никто не следил. Поэтому основной сложностью сегодня является  найти для многих декантеров пробки (stopper).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вам не жалко расставаться с Вашими сокровищами и периодически продавать их?

Совершенно, нет. Главное ведь, что приносит удовольствие - это их поиск. И мне нравится наблюдать за удовольствием на лицах людей, когда они покупают у меня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расскажите, пожалуйста о своей коллекции.

Я коллекционирую декантеры  и кларетные кувшины (Claret Jug), произведённые в основном в Англии.  Первые графины были на самом деле сделаны уже  в Древнем Риме (около 2000 лет назад), но венецианцы возродили производство стекла  в 14-15 веке. Кроме того, они использовались и в  Европе: Германии, Нидерландах во второй половине 15-го -17-го века. Англия около трех веков (королевский флот был основан в начале 16 века Генрихом VIII и он был самым мощным с приблизительно с 1700 до 1920 года) главенствовал на море и это дало огромные преимущества в налаживании торговых отношений. Так как был товарооборот, то хватало денег и на вина. До 1861 года вино в Англии было запрещено продавать в бутылках, несмотря на то, что сами бутылки стандартной емкости уже были изобретены 40 лет до этого. Покупая вино у продавцов вин, в те времена их было не так много, покупатель приносил свои бутылки и в них из бочек ему наливали вино. Не было какой-то единой меры измерения. Бочки. Галлоны. Бутылки  закрывали пробками и на них наклеивался воск. Бумажных этикеток тогда еще не было.  Вино перемещалось в частные винные погреба, где к каждой секции (бину) подвешивался ярлык чаще всего из керамики с названием содержимого. На банкетах, вино из бутылок переливалось  в декантеры, на которые также одевались специальные этикетки-ярлычки – билеты (silver tickets), чаще всего из серебра c указанием каждого наименования вина и известные сегодня под названием в антикварной среде как Wine Labels (винные этикетки). Первые были сделаны в 1730 году. К 19 веку винные этикетки выглядели уже как изящные предметы декоративно-прикладного искусства. Некоторые Wine Labels с названием не самых популярных вин были напечатаны  с ошибками, так как названия вин были еще не достаточно известными в те времена. Некоторые коллекционеры подбирают лейблы только одного производителя, другим интересны этикетки из определённого  материала (перламутр, керамика, позолоченное серебро(guilts), когти тигра), третьи принципиально ищут этикетки с орфографическими ошибками.

Говоря же о крепких спиртных напитках и их социальной приемлемости в 19 веке можно отметить следующее. Есть тысячи этикеток из серебра просто с инициалом из одной буквы –B, R, W, что, скорее всего, означает Бренди, Ром, Виски. Почему они не были полностью прописаны, как вино? В этом и есть секрет удовольствия от  моего бизнеса, ведь на многие вопросы не так легко найти ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды Вы написали в своей новостной ленте, что в Англии нет Музея Вина и предложили читателям поучаствовать в дискуссии, появились ли какие-то интересные предложения за прошедший год?

 К сожалению, мы сейчас переживаем период кризиса в стране и вопрос открытия музея вина пока остается второстепенным. Но возможно ситуация изменится в будущем.

 Два часа прошли совершенно незаметно. Мистер Батлер с удовольствием показал мне после интервью его книги, которые были изданы ранее, а также порекомендовал прочесть книгу о вине Monty Waldin и показал свою по-настоящему раритетную коллекцию винных аксессуаров. Для меня так и осталось загадкой, как можно по одному только  виду античного хрустального декантера назвать имя производителя. Ведь на декантерах не было  ни одного штампа. Как  можно отличить «роскошный» антикварный декантер от хорошей подделки сегодняшнего дня?  Как отличить декантер за 10 фунтов от декантера за 800 фунтов?

Робин Батлер любезно предложить довезти меня «до цивилизации» и поговорить еще по дороге. С мальчишеским задором он  достаточно резво вел машину и рассказывал разные удивительные истории. А на одном из поворотов добавил, что через минуту появится поле, где иногда гуляют дикие олени. И через минуту, как по повиновению волшебной палочки нашему взору открылась по-настоящему живописная картина: семья из 7-8 диких оленей.  Они  благородно прогуливались по полю, не обращая никакого внимания на проезжающие машины. В этот момент мне сразу вспомнились слова Робина Батлера: «я счастливый человек и могу заниматься тем, что приносит мне настоящее удовольствие». Я посмотрела на Мистера Батлера, он только по-детски улыбнулся и как бы между дел сказал, что сегодня ему предстоит проделать долгий путь, 4 часа в дороге….

 


О проекте|Реклама на сайте|Обратная связь