Элеонора Скоулз

У подножья Пиренейских гор

Это стало возможным благодаря поддержке местных властей, значительным инвестициям со стороны частного бизнеса, строительству ультрасовременных виноделен, умному маркетингу и, безусловно, прекрасным природным условиям, подходящим для выращивания отличного винограда.

В первую неделю августа в столице Сомонтано Барбастро проходит ежегодный винно-музыкальный марафон Festival Vino. На несколько дней местная арена для боя быков превращается в площадку для выступлений лучших музыкантов и артистов, таких как Хоакин Кортес и Хулио Иглесиас, АББА и Джо Кокер. Об этом фестивале знает вся Испания, а организуют его винные производители Сомонтано во главе с Регулирующим советом. Помимо концертов гостям предлагаются программы поездок по винным хозяйствам и местным достопримечательностям, а также посещения "Гастрономической экстраваганзы" с дегустацией вин и тапас. Отличный способ привлечь внимание к винному региону, не правда ли? Потом уже неудивительно, что испанцы ставят вина из Сомонтано в один ряд со знаменитыми брендами Риохи и Риберы-дель-Дуэро, отвечая на вопрос, какие вина своей страны они знают лучше всего.

Конечно, винно-музыкальный фестиваль - не единственная причина, почему вина Сомонтано так узнаваемы в Испании. В 1984 году, когда территория получила статус DO (Denominacion de Origen), или зоны с названием, контролируемым по происхождению, там работало всего четыре винодельни. Сегодня в регионе сложилась уникальная для Испании ситуация укрупнённого производства вина, когда 32 компании выпускают более 15 млн. бутылок вина в год, при общей площади виноградников в 4,7 тыс. га. Основное производство сконцентрировано в руках трех компаний: Vinas del Vero, Bodega Pirineos и Enate, производящих более 80% вина Somontano DO. Ещё несколько молодых компаний имеют мощности, рассчитанные на выпуск более миллиона бутылок в год, которые пока используются не на полную силу. Крупные производители могут предложить рынку большие бренды, и маркетинговое ноу-хау является сильной стороной ведущих хозяйств Сомонтано.

Исторически основной винодельческой силой был кооператив Somontano del Sobrarbe, который был создан в 1964 году и объединил мелких разрозненных виноградарей. Во многом благодаря этой компании четверть века назад Сомонтано получил статус качественной производственной зоны DO. В 1993 году кооператив был преобразован в частную компанию, которая стала называться Bodega Pirineos.

Тогда основным акционером было правительство Арагона, а первые инвестиции были направлены на строительство современного винодельческого комплекса. В 2007 году 76% акций были приобретены хересным Домом Barbadillo; остальная часть сохранилась в руках виноградарей. Сегодня в Bodega Pirineos работает 200 фермеров, которые в общей сложности владеют тысячей гектаров виноградников. При объёмах производства в 5 млн. бутылок ежегодно, компания сделала своё предложение на рынке максимально простым. Ассортимент продаётся под двумя торговыми марками - традиционной Montesierra и более эклектичной Pirineos, которая была запущена 5 лет назад и предлагает интересные стили или бленды при меньших объёмах производства. Наряду с международными Мерло, Шардоне или Гевюрцтраминером, широко культивируемыми в Сомонтано, Bodega Pirineos готова предложить оригинальные местные сорта, такие как красные Мористель и Парралета.

Все же, подлинный лидер Сомонтано - Vinas del Vero, который выделяется из других по ряду причин. Компания была основана на инвестициях двух банков, частного холдинга и государственной структуры в 1986 году, вскоре после присвоения Сомон-тано статуса DO. В июле 2007 года Vinas del Vero была выкуплена известным хересным домом Gonzalez Byass, который сейчас активно развивает направление сухих некрепленых вин. Парадоксально, но факт: две крупнейшие компании Сомон-тано сегодня имеют владельцев из Хереса. Vinas del Vero работает на самой большой площади виноградников в DO Somon-tano - 1,160 га, из них 750 непосредственно принадлежат компании. В 2008 году хозяйство выпустило 6 млн. бутылок вина. Размеры Vinas del Vero впечатляют, но что ещё важнее - компания является качественным локомотивом всей винодельческой зоны. Ассортимент имеет шестиуровневую иерархию, в основании и средней части которой лежат четыре линейки Vinas del Vero, а вершину украшают вина Secastilla и Blecua. Нельзя не отметить отличное качество на всех уровнях, включая самый базовый, который доказывает, что вина массового выпуска могут (и должны) быть сделаны хорошо. Между тем, проекты Secastilla и Blecua ведутся независимо от бренда Vinas del Vero. Названный в честь семи укрепленных поселений, Secastilla в этом регионе уникален благодаря 75-85-летним виноградникам Гарначи, которые компания нашла в потрясающе красивом высокогорном районе на северо-востоке Сомонтано. Рядом со старыми лозами сейчас сажают новые, полученные путем массальной селекции. Blecua - проект первого класса, с отдельной бути-ковой винодельней и производством, рассчитанным на получение вина максимального качества. Единственная выпускаемая марка Blecua - это бленд четырех красных сортов (Мерло, Каберне Совиньон, Гарнача и Темпранильо) и результат многократной селекции лучших виноградников, винтажей, урожаев и бочковых вин.

Это абсолютный чемпион среди вин Сомонтано и один из самых достойных образцов испанского виноделия.

В тройку лидеров зоны также входит проект Enate, который одинаково хорошо известен как любителям вина, так и ценителям искусства. Заложить новые традиции в Сомонтано, которые бы показывали вино в художественном свете и опирались на тесную связь между виноделием и искусством, - таким задумывался проект Enate в 1991 году, и модель работы с тех пор осталась почти неизменной. Enate, безусловно, оставляет громадное впечатление на посетителей. Дизайн винодельни запоминается чистыми, прямыми линиями, интересными решениями для пространства, продуманным использованием естественного и искусственного света и несмотря на 12 тысяч квадратных метров площадей удивительным ощущением погруженности в окружающую природу. Цех по розливу, весьма уместный для авангардного индустриального арт-шоу, поражает не меньше, чем знаменитые погреба для выдержки вин. Последние занимают 1,5 тыс. квадратных метров и вмещают четыре тысячи бочек - их хорошо известные снимки с красными бочками, красным потолком и двумя сходящимися в далекой перспективе линиями света можно назвать второй визитной карточкой винодельни.

Почему второй? Да потому, что первой остаются художественные работы. Начиная с дебютного винтажа в 1992 году Enate помещает на винные этикетки репродукции работ ведущих современных испанских художников. Как говорят в Enate, каждая бутылка - дань искусству. Эти картины представляют собой лишь небольшую часть коллекции, которая сейчас насчитывает более 180 работ и представлена в специально отведенной для них галерее. Эксклюзивные работы для Enate делали около десятка знаменитых испанских имен, таких как Антони Тапиес,

Эдуардо Чилида, Антонио Саура, Сальвадор Виктория и другие. Винодельня постоянно поддерживает связи со всеми художниками или их семьями, и эта дружба, безусловно, помогает Enate приобретать для коллекции новые полотна. Еще похвально, что винодельня имеет специальный фонд, из которого каждый год один молодой перспективный художник получает стипендию в двенадцать тысяч евро.

После такого высокохудожественного спектакля в погребах Enate "зритель" ожидает если не выдающихся, то, по крайней мере, впечатляющих образцов винного мастерства. Вина, безусловно, имеют определенную качественную базу, но, за исключением пары марок, к сожалению, отличаются явной коммерческой направленностью вкуса: они слишком экстрактивные, дубовые и лишены той изюминки, которая с лихвой присуща художественной стороне винодельни.


О проекте|Реклама на сайте|Обратная связь