Элеонора Скоулз

Симпозиум MW

Первый экзамен состоялся в 1953 году; с тех пор его пытались сдать более двух тысяч кандидатов, однако совсем немногие дошли до победного финиша. Сейчас в мире насчитывается всего 280 мастеров вина, из которых четверть получили диплом в последние десять лет.

В прошлом году мастера вина собирались в Бордо на традиционный симпозиум. Как чемпионат мира по футболу, он проходит раз в четыре года и является одним из самых ярких и важных событий в своей сфере. В прочем, без футбола не обошлось и здесь: официальным инструментом для открытия мероприятий на форуме служила вувузела, знаменитая пластиковая труба южноафриканских болельщиков.

Популярной не-винной темой разговоров наряду с футболом неожиданно оказалась французская забастовка. В аккурат перед открытием симпозиума в стране не летали самолеты и не ходили поезда. Забастовка заставила изрядно понервничать организаторов, потративших четыре года на подготовку симпозиума и рисковавших в последний момент не досчитаться участников и тем более - спикеров, от которых зависел настоящий успех насыщенной четырёхдневной программы. Но всё завершилось благополучно, за досадным исключением - Алессии Антино-ри так и не смогла выступить в Бордо.

Несмотря на ограничительное название - "Симпозиум MW", это мероприятие является открытым, в нём могут принимать участие все, чья деятельность связана с винной индустрией. В Бордо приехали более 300 гостей, включая 70 мастеров вина. Российские специалисты, к сожалению, по-прежнему игнорируют подобные высокопрофильные международные мероприятия: помимо автора в симпозиуме участвовала лишь одна представительница нашего винного рынка из Нижнего Новгорода и двое уполномоченных неизвестной ассоциации "Вина Абхазии", которые по ошибке организаторов были причислены к Грузии.

Проблема любых узкоспециализированных мероприятий в том, что они часто оказываются оторванными от повседневной жизни. Какое дело обычному потребителю, решающему между покупкой французского или чилийского вина в супермаркете, до дискуссий о том, где ищут своё вдохновение виноделы Старого и Нового Света? Но, если послушать Эгона Мюллера, владельца выдающегося немецкого виноградника Шарцхоф-берг, который также выпускает вина в Словакии и Австралии, разрыв между европейским и новосветским винодельческими подходами сокращается. Новые технологии помогают не только улучшать качество вина на стадии производства, но и дают ключ к углубленному пониманию виноградников. В классических европейских винных зонах знание об особенностях виноградников складывалось на протяжении столетий, чем не могут похвастать новосветские хозяйства. А чем лучше знаешь местность, где растут лозы, тем более точным становится уход за виноградником и тем интереснее получаются вина. Именно в этом направлении сейчас работают виноделы Австралии, Чили и других регионов Нового Света.

Кто лучше служит винным потребителям - семьи или корпорации? Непростой вопрос, на который отвечали представители обоих лагерей. Обсуждение, однако, оказалось однобоким, потому что корпоративное виноделие было представлено компаниями AXA Millesimes и Moet Hennessy, известными своей специализацией на престижных винах. Семейные хозяйства в лице Сильви Каз (Chateau Lynch Bages и другие бордоские замки) и Эдуардо Чедвика (Errazuriz в Чили) критиковали корпорации за то, что финансовые интересы превалируют над долгосрочными стратегиями качества и за медлительность в принятии решений.

Кристиан Сили из AXA Millesimes, похоже, привык парировать подобные заявления: "Корпорации обычно обвиняют в том, что они слишком сильно ориентированы на прибыль, но, исходя из собственного опыта, все эти приятные семейства частенько преодолевают романтическую оппозицию к доходам".

Пресса любит идеализировать семейные винные хозяйства с их традиционными ценностями, однако там не всё бывает гладко. "Семьи, безусловно, менее организованы, чем корпорации. Также между членами семьи легко завязываются конфликты", - замечает Сильви Каз. Великие вина невозможны без великих виноделов, что вновь подтвердила четвёрка ведущих представителей этой профессии: Поль Понталье (Chateau Margaux, Бордо), Альваро Паласиос (Palacios Remondo, Испания), Пол Дрейпер (Ridge Vineyards, Калифорния) и Питер Гаго (Penfolds, Австралия).

Но не чувствуют ли виноделы угрызений совести из-за того, что их вина превратились в предмет роскоши, перестав быть доступными тем, кто действительно может по-достоинству их оценить? Этот "камень" в первую очередь был брошен в сторону Поля Понталье: текущие фьючерсные цены на вина Бордо урожая 2009 года вновь бьют все мыслимые прогнозы.

"Я буду говорить открыто и искренне. Нет, мы не устанавливаем цены единолично. Ценообразование складывается в результате длинной цепочки. И чем выше рынки задирают цены, тем требовательнее они становятся к винам", -заявил управляющий Chateau Margaux.

В последнее время азиатские рынки стали настоящим клондайком винных продаж. Однако, судя по результатам сессии о новых важных винных рынках, Китай, как впрочем, и Бразилия с Индией, по своему развитию минимум на десять лет отстают от России. К счастью, наш рынок уже прошёл этап, когда вино воспринимается исключительно как символ статуса, и перешёл на следующую ступень эволюции. Будучи докладчиком по России, я не могла не отметить нарастающее движение качественного отечественного виноделия.

Сейчас в экспертных кругах усиливается внимание к винам некоторых стран Восточной Европы и Ближнего Востока. Возможно, что в ближайшие годы они станут новым "Новым Светом" на винодельческой карте мира.

 


О проекте|Реклама на сайте|Обратная связь