Татьяна Манн Пахмутова

Евгений Чичваркин - Upside Down или вверх дном

Материал предоставлен газетой "Винная карта"

Фото: Sarah Roesink

Далеко не сразу после двухчасовой беседы с автором неординарного винного проекта я смогла осознать услышанное и увиденное. Словно после дегустации Vega Sicilia 1962 года, завораживающего цветом осенней листвы. Впрочем, более уместной будет яркая ассоциация с интригующим вином Sine Qua Non – Upside Down 2009 года, хорошо структурированным, несколько замкнутым, с несомненно яркой перспективой. Заранее подготовленные вопросы для интервью, немного саркастичные и занудливо-въедливые, абсолютно не пригодились, так как с первых минут общения я кардинально изменила мнение о моем визави. Все предубеждения и скепсис по отношению к самому проекту полностью испарились.

Открытие винного магазина Hedonism Wines состоялось в Лондоне 17 августа 2012 года. Разве это новость? – скажете вы. Винные магазины и бутики открываются постоянно, и, разумеется, владельцы инвестируют как в товар, так и в дизайн. Отличный пример в этом им подают и сами виноделы, которые любят открывать новаторские дегустационные залы и строить арт-обьекты на своих виноградниках, как в Chateau Latour, Castello di Ama, Ceretto, или наоборот сохраняют аутентичность, как в Chateau Ausone. Что касается состава винной коллекции, то прекрасных примеров тоже немало, в том числе в России. Но в случае с Hedonism Wines ощущение такое, что винный мир перевернули и вдохнули в него новую жизнь. И что особенно важно – это случилось в Лондоне, городе, который всегда считался «трендсеттером», но в последнее время уступал позиции динамично развивающемуся азиатскому рынку. К тому же, автор нового проекта – россиянин, а у россиян пока не очень хорошо получалось покорять этот избалованный, с устоявшимися традициями, остров.

Что же, вы спросите, необычного в Hedonism Wines? Да все, начиная с дизайна. Это и инсталляции с бокалами Riedel, оказавшимися вверх дном на потолке, и дегустационный стол с имитацией следов от винных бокалов, и комната SQN, выполненная в необычном стиле этой винодельни, заставляющая полностью поменять отношение к традиционному пониманию винного пространства.

Где-то в глубинах магазина прячется тайная сокровищница – винный погреб с Chаteau d'Yquem 1811, 1847 и 1871 годов, 19-ю винтажами Domaine de la Romanee-Conti, начиная с 1923 года, шампанским Krug 1937 года, Tokaji 1860 года, девятью винтажами дореволюционной «Массандры», Chateau Cheval Blanc 1947 года, Chateau Haut-Brion 1926 года, Chateau Rausan Gassies 1937 года, Chateau Latour 1947 и 1961 годов, Jura Vin Jaune 1774 года и Chateau Mouton-Rothschild 1929 года, кстати, совсем недорогого – всего за 320 фунтов, по сравнению с легендарным 1945 годом по цене 12000 фунтов.

Здесь есть даже уютный детский уголок и пледы для гостей. Как таковой зоны касс нет, зато есть мягкие кожаные кресла для проведения товарно-денежных операций. Каждая деталь в проекте проработана с точки зрения комфорта и сервиса до мелочей, так что из магазина физически не хочется уходить.

Для тех, кто все же до него не добрался, Hedonism делает доставку в течение часа по центру Лондона. Пожалуй, можно покритиковать владельца за то, что некоторые бутылки слишком ярко освещены, но таких наберется от силы две-три на весь магазин.

Итак, что же стоит на полках? Стоит отметить мощную коллекцию магнумов, жеробоамов и мафусаилов от великих замков Бордо – Latour, Margaux, Lafite, Haut-Brion, а также вертикальную коллекцию La Tache Romanee Conti, бургундцев Claude Dugat, Armand Rousseau, Fournier, вертикальную коллекцию Pingus, начиная с 1976, все бутылки Mouton-Rotschild с арт-этикетками. Интересны коллекции США и Австралии: Stags Leap Wine Cellars (Fay), Peter Michael (Les Parots), Scarecrow, Colgin Cellars, Bialla, Dalla Valle (Maya), Quilceda Creek Galitzine, Mitolo Serpico, Cullen Wines, Penfolds (Bin 707 1986 и 1997 годов), Harlan Estate, Charles Melton…

Инвестиции в коллекцию, по словам CEO магазина Татьяны Фокиной, составили восьмизначную цифру. Буквально по крупицам было собрано приблизительно 3500 наименований вин и порядка 1500 видов крепких спиртных напитков. Один только ром представлен 40 видами.

Идейным вдохновителем и инвестором Hedonism Wines стал Евгений Чичваркин, который любезно согласился дать эксклюзивное интервью «Винной карте». Наша беседа состоялась среди первых магнумов от SQN, классики Бордо и супертосканы, а также эноматиков с Chateau d'Yquem 2001 года, Chateau Cos d'Estournel 1995-го, Bollinger Rose, Ermitage M. Chapoutier 1994 года, Vigne de L'Envanfant Jesus, Bouchard Pere et Fils 1996-го, новомодного калифорнийского игристого Quartet Brut от Roederer и редкого Noble Man 2003 года от SQN.

Евгений, для начала небольшой блиц-опрос о ваших гастрономических предпочтениях. Как вы относитесь к устрицам, сыру с плесенью и оливкам?

К устрицам я очень спокойно отношусь, предпочитаю их в запеченном виде. Сыр с плесенью, например, рокфор, добавляю в качестве специи в салат или на стейк, а горгонзолу и камбоцолу с удовольствием ем. Для меня лучше, если плесени немного, а сыр мягкий и жирный. Маслины люблю очень большие и зеленые, с косточкой внутри, твердые.

 

У вас есть какое-нибудь любимое английское блюдо?

Я не люблю английскую кухню, но если выбора нет, я бы взял черный пудинг либо свиную грудинку – отделю жир от свинины и съем второе.

Вы считаете себя гастрономическим эстетом?

Нет, я и гречневую кашу с удовольствием съем, и обжаренную печенку и огромный стейк, просто я не люблю британскую кухню.

Вы пьете кофе по утрам?

В 90% cлучаев – да.

С молоком или без?

Без. Хотя вру, конечно. Капучино пью.

Я решила задать эти вопросы, потому что, по мнению винных экспертов, в зависимости от количества сосочков на языке можно проверить «винный вкус» человека. Евгений тут же сориентировался и уточнил, что сосочков у него явно недостаточно, чтобы заниматься вином профессионально, а к высшей ступени его понимания относятся пино нуар и неббиоло.

Когда вы попробовали первые вина и какое они оставили впечатление?

Будучи студентами первого-второго курса, мы на пляже в Лазаревском пили стаканами «Изабеллу» и вино из трехлитровых банок. Вино, понятное европейцам, я попробовал, наверное, в 2001 году, в Мадриде, это была какая-то риоха, и она не произвела на меня сильного впечатления. А вот Chаteau Margaux, которое я купил в 2002 году в мишленовском ресторане, по рекомендации сомелье после моих долгих расспросов, – произвело. Путешествуя за рубеж, мне нравилось пробовать самое лучшее, и с того периода постепенно менялся вкус. А сейчас, кстати, я люблю пить вино большими глотками – и под стейк рибай.

Евгений, насколько важны оценки винных критиков?

Есть покупатели, для которых эта информация полезна. Мне, например, интересно мнение Роберта Паркера. Wine Spectator интересен меньше, потому что несколько раз он допускал серьезные ошибки.

В будущем вы могли бы открыть винодельню или вискокурню?

Нет, никогда. Это производственный бизнес. Тем и отличается гениальный человек по фамилии Тиньков (российский бизнесмен, – прим. автора) от всех нас, что он успешен и в торговом бизнесе, и в банковском, и в производственном. Я как-то боюсь заниматься чем-то, кроме ритейла.

Вы рассматриваете Hedonism Wines как единичный проект или будете его расширять?

Конечно – это один единственный магазин, самый лучший в мире.

Почему вы себе выбрали в консультанты именно Алистера Вайнера (байера с 16-летним опытом работы в Harrods, – прим. автора)?

Алистер Вайнер – лучший закупщик на острове. Мы с Татьяной Фокиной, СЕО компании, прошли все магазины. Нам более – менее понравился ассортимент и наполнение винного отдела в Harrods. Тем более, что закупщик не был владельцем бизнеса. Так к нам присоединился Алистер и стал заниматься товаром, а дизайном занимались все вместе.

Как получилось, что ваши цены ниже, чем в Majestic (сеть винных бутиков в Великобритании, – прим. автора)? Разница ощутимая.

У нас политика такая: на то, что легко купить – наценка небольшая, а редкое и дорогое – редко и дорого.

Получилось ли договориться с виноделами о продаже вам вин из их личных коллекций?

Кое с кем. Это происходит все чаще. Например, на одной из вискокурен специально для нашего клиента нам предоставили бутылку Mаcallan 1947 года.

Что уникального вы предлагаете покупателям?

У нас особенные люди, которые раньше работали сомелье, многие в мишленовских ресторанах. Они столько знают, что даже язык не поворачивается назвать их продавцами. В 98% других винных компаний персонал не знает столько, сколько наш.

Планируете ли вы продавать вина через интернет?

Да. Но необходимо подготовить много фотографий, и решить технические проблемы. Пока на нашем сайте стоит просто красивая заставка.

Будете ли вы заниматься продажами вин en primer?

Алистер волен делать то, что считает нужным. Но это не является нашей специализацией, мы сфокусированы на том, что называется drink now.

Что интересного у вас происходит?

У нас была презентация Penfolds – Ampoule, Block 42, с этого мы собственно начали. Приезжала также Антонелла Нонино, (в 2010 году в США Нонино была присуждена премия Ultimate Spirit Challenge за лучший дистиллят, «Оскар» в категории бренди и аквавитов, – прим. автора), дочь Гайя приезжала.

Чемпион мира среди сомелье Жерар Брассе проводил презентацию коллекции вин Бордо, составленной четырьмя мишленовскими шефами (прим. автора, – это Брюно Менар, L'Osier, Фредерик Антон, Le Prе Catalan, Ален Дютурнье, Carrе des Feuillants и Янник Аллено, Le Meurice).

Что вы считаете гордостью магазина? Как, кстати, правильнее – бутик или магазин?

Комната SQN – это наша гордость. А также, погреб, где лежит Chateau d'Yquem 1811 года. Стена Chateau d'Yquem – ей нельзя не гордиться. Люстра из бокалов над нашей красивой лестницей. Предмет гордости – это магазин в целом, и его надо называть именно магазином, Flagship store (флагманский магазин – англ.). Бутик это нечто совсем маленькое.

 

Авторское послесловие

Идя на интервью, я была уверена, что Евгений – лишь инвестор, который сильно увлекся вином. Но уже в начале беседы я поняла, что он рассматривает свой проект именно как ритейл-бизнес, а не как дорогую игрушку или музей дорогих вин. Мы прошлись мимо редких магнумов SQN с неправильной контрэтикеткой, и на мои восклицания, что такое вино, наверное, жалко будет продать, Евгений спокойно ответил – мы знаем, где взять еще, если понадобится. После этого он поставил пластинку Toujours L'Amour (альбом Grand Hotel), которую, кстати, достал из «родной» упаковки 1973 года. Меня покорило, как Евгений улыбается, когда говорит о проданных за день винах. Он их с таким задором перечислял: L'Ermita, Pingus, бренди Napoleon XIX века…. Покорило, как он общается с покупателями, наравне со своими винными специалистами. Он и выглядит как человек команды. Ему нравится, когда покупают вина для себя. В его погребе, где самые дорогие бутылки уложены на соломе, много пустых мест – как будто курица снесла яйца и оставила «теплые местечки» для следующих. Во время дегустации пино нуар Sine Qua Non, которую Евгений для меня тут же устроил, мне было интересно наблюдать, как он держит бокал, как задумчиво вдыхает и описывает вино, рекомендуя его продекантировать. Я, кстати, распробовала свой бокал только через час. Сначала мне показалось, что вино легко описать в первые же минуты, но, дав вину постоять, я поняла, что недооценила его с первого взгляда. А еще я поняла, что у команды Hedonism Wines вполне получилось создать ту самую атмосферу гедонизма – учения о наслаждении, как о высшем благе.

Обсуждение

На этой странице еще нет комментариев.


О проекте|Реклама на сайте|Обратная связь